Статьи

Дети с ОВЗ и инвалиды, в чем разница

В нашей стране законы и другие нормативные акты предусматривают две категории детей с особыми потребностями: 
1. Дети-инвалиды. 
2. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 
То есть на законодательном уровне предусмотрена разница между понятиями «ребёнок с ОВЗ» и «инвалид». Соответственно статус ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ вовсе не обязательно будут у одного лица: 
Ребёнок с ОВЗНе равноребёнок-инвалид и аналогично ребёнок-инвалидне равноребёнок с ОВЗ. 
Такое разделение в первую очередь обусловлено: 
1. Различиями в степени утраты здоровья. 
2. Неидентичными условиями признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ. 
Различны и меры поддержки, которые им предоставляются: 
  • К категории «дети с ОВЗ» относятся лица с наиболее простыми формами нарушений т.е. есть недостатки в физическом и/или психологическом развитии. Такие малыши нуждаются в обеспечении определенных условий, в основном в обучении. Это определение и введено в Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации». 
1. Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования. 
2. Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). 
3. Ребенок с ОВЗ способен обучаться, вливаться в коллектив, но при помощи вспомогательных аппаратов или специальных программ. И это очень ВАЖНО! Благодаря созданию оптимальных условий развития такого ребёнка он может в дальнейшем жить полноценно. 
4. Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. 
5. Лицу с ОВЗ не предоставляют денежной помощи от государственных властей, пенсий, как инвалидам. 
Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид. 
  • Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (статья 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской федерации»). 
Способности к жизнедеятельности включают в себя способность к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению, к ориентации, к общению, способность контролировать свое поведение, способность к обучению, способность к трудовой деятельности. Ограничения в каждой из этих категорий могут быть выражены в разной степени. 
I степень: стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30%. 
II степень: стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60%. 
III степень: стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80%. 
IV степень: стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100%. 
Ребёнок-инвалид имеет стойкое нарушение здоровья и это медицинская категория в первую очередь. Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Дети-инвалиды могут обучаться в обычной школе, и заведение не вправе отказать принять их. Но дополнительных условий для него не создается. Для таких детей не разрабатывают отдельных программ, они учатся наравне с другими школьниками. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах, например здравоохранении, социальной защите. 
Статус ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). На основе этих критериев МСЭ определяет группу инвалидности. 
Первая группа — нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 90 до 100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. 
Вторая группа — нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 70 до 80%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. 
Третья группа — нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 40 до 60%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. 
Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100%), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. МСЭ выдает справку об инвалидности (оригинал справки об инвалидности хранится у родителей) и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА). ИПРА ребенка-инвалида содержит разделы, касающиеся медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной реабилитации (или абилитации). Также в программе указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP). 
Правительством  РФ определен перечень болезней, травм, при которых ребёнку присваивают инвалидность. Ее можно получить при не указанных патологиях, если доказать, что они препятствуют нормальной жизнедеятельности малыша. 
Главной особенностью присвоенного статуса инвалидности является получение льгот как ребёнком, так и семьей, где он растёт, например, реабилитация, санаторно-курортное лечение, льготное лекарственное обеспечение, социальная пенсия, проезд.
Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК). 
В таком случае раздел ИПРА, посвященный образовательной реабилитации, и заключение  ПМПК должны содержать идентичные  формулировки. 
Для установления статуса инвалидности и причисления малыша к категории «дети с ОВЗ» требуется прохождение разных комиссий, которые выдают заключение о состоянии здоровья и развития малыша. Несмотря на то, что многие объединяют два понятия в одно, их нельзя назвать тождественными.  Дети-инвалиды – это всегда про стойкую утрату здоровья и, как следствие, функций организма. 
Здоровья вашим детям!