Критерии и определение
⠀⠀К этой категории относятся лица, имеющие какие-либо физические и психологические дефекты в развитии. Из этого следует, что дети с ОВЗ имеют некоторые отклонения в развитии, и при необходимости для них создаются специальные условия жизни и обучения.⠀
⠀⠀Нарушения с медицинской точки зрения при ОВЗ понимаются как аномалии в развитии различных функций организма — от физиологических до психологических: речевые, сенсорные, умственные проблемы.
Не исключаются отставание и задержка в развитии не только детей, но и подростков. Кроме того, учитываются отклонения в системах организма — сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, пищеварительной, дыхательной, иммунной.
Диагностика
Для диагностики особенностей требуется пройти ППМК (психолого-педагогическая медкомиссия), чтобы выявить нарушения:- опорно-двигательного аппарата;
- интеллекта, речи и зрения, задержку психического развития;
- расстройство общения и поведения.
Причины ОВЗ
Одни нарушения являются врождёнными, которые обусловлены генетически или являются последствиями родовых травм. Другие изменения связаны с заболеваниями, травмами, тяжёлыми психическими переживаниями и могут возникнуть в период роста детей.Как родителям понять, что необходимо обратиться к специалистам?
⠀⠀Таким детям присущи следующие характерные черты:
- низкий уровень информированности об окружающем мире
- низкая степень познавательных процессов
- рассеянное внимание
- отсутствие способности к концентрации
- недостаточность навыков самоконтроля
- отсутствие интереса к обучению
- ограниченный объем памяти, запоминание чаще кратковременное и поверхностное
- минимальная мотивация к познавательной деятельности
- очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности организма
- повышенная утомляемость
- низкая скорость обработки поступающей информации
- инфантилизм, т.е. отставание в развитии от своих сверстников
- несоответствие характеристик эмоционально-волевой сферы действительному возрасту
- неразвитость крупной и мелкой моторики
- непоследовательное, замедленное восприятие
- словесно-логическое мышление может отставать, процессы обобщения и анализа даются нелегко, что отражается на речи – она бывает неясной и нелогичной.⠀
⠀Какие решения принимать родителям если их ребенок входят в категорию овз?
Задача родителей состоит в том, чтобы принять соответствующие меры, научить ребенка жизни с ограничениями, приспособиться к дефекту и справляться с ним. Если ограничения носят временный характер, тогда после устранения причин ребёнок возвращается к обычному образу жизни.Нужно учесть, что ребенок с ОВЗ требует от взрослого большого внимания, кропотливости и терпения в работе. У детей наблюдаются повышенная тревожность и раздражительность, они впечатлительны, реагируют на малейшие изменения тона голоса, обидчивы, плаксивы и беспокойны, часто перевозбуждены, а также у них появляется агрессия в поведении.
⠀
⠀⠀Каждый вариант нарушения требует своей программы развития и корректировки, при выборе которой необходимо учитывать следующие факторы:
- психологическая безопасность;
- помощь в приспособлении к окружающим условиям;
- единство совместной деятельности;
- мотивирование ребенка к учёбе.
⠀Образование детей с ОВЗ
⠀⠀Психолого-педагогической медкомиссией может быть рекомендовано обучение в специализированном коррекционном учебном заведении для детей с нарушениями зрения, слуха, двигательной активности.⠀⠀В традиционной школе для детей есть специализированные классы с упрощённой учебной программой, адаптированной под возможности учеников.
⠀⠀Существует современная технология – инклюзия – целью которой является создание условий для гармоничного общения всех учеников. При этом дети с ОВЗ учатся не чувствовать себя изгоями, а здоровые дети приобретают навыки терпимости к дефектам и особенностям других людей.
Дети с ОВЗ гораздо быстрее восстанавливаются, если имеют возможность общения с другими людьми, особенно своими сверстниками.