Статьи

Диагностические методики для детей с ОВЗ

Сведения, которые интересуют специалистов, можно получить при непосредственной беседе с ребенком и его родителями, посредством профессионального анализа его работ (рисунков и другого творчества), а также благодаря специальному обследованию и наблюдению.

Наблюдение заранее планируется, оно должно быть ориентированным и целенаправленным.

Педагогическое наблюдение позволяет изучить мотивацию деятельности ребенка, его интересы, познавательную активность.
Наблюдение за эмоциональными реакциями поможет более четко выявить мотивацию.
Например, ребенок может выполнять учебные задания во избежании недовольства родителей или порицания, в другом же случае - вследствии собственной тяги к познанию нового. Таким образом, и в первом и во втором случае выполнение заданий осуществляется, но мотивация качественно разная.

Также в диагностику входит выявление интересов ребенка. Например, считается показательным предпочтение одних школьных предметов другим. Это обусловлено выбором тех предметов, в которых нарушения развития ребенка влияют на успешность в меньшей степени. Например, дети, имеющие проблемы с речью и чтением предпочитают математику другим предметам.

Также наблюдение позволяет оценить деятельность ребенка в целом - ее целенаправленность, самостоятельность, способность к планированию.

Факторы, на которые следует обратить внимание при наблюдении за действиями ребенка:

-Четкое понимание задания и инструкции.
-Способность справляться с инструкцией, состоящей из нескольких заданий.
-Способность самостоятельно определить последовательность выполнения действий.
-Умение реагировать на изменения в цели и инструкции.
-Способность к самоконтролю.
-Проявление настойчивости и умение доводить выполнение последовательности действий до результата.
-Способность переключать внимание переходя от одного действия к другому.

Выделяют три уровня обучаемости:

-Достаточный.
Ребенок понимает задания, по сложности соответствующие его возрасту, способен справиться с выполнением задания  самостоятельно.

-Недостаточный.
Ребенок понимает задание, но нуждается в помощи для ее решения.

-Низкий. 
Ребенок не способен самостоятельно понять смысл заданий, не способен выполнить алгоритм решения, даже с помощью взрослого. Те задания, с которыми он уже справлялся ранее, снова требуют того же объема усилий для решения.

Педагог при осуществлении диагностики выявляет особенности отношения  ребенка к самому себе и окружающим. Насколько он стремится к общению, взаимодействию со сверстниками, как ведет себя со старшими, проявляет инициативу и т.д.

Далее приведем общие показатели диагностики детей с ОВЗ:
-Общие сведения о ребенке.
-История развития.
-Семья. Состав, взаимоотношения между членами семьи.
-Физическое развитие и состояние.
-Особенности познавательной деятельности.
-Особенности развития речи.
-Особенности внимания.
-Особенности восприятия и осмысление.
-Способность к запоминанию.
-Способность к усвоению материала.
-Интересы.
-Эмоциональная сфера.
-Особенности личности, соблюдение правил и норм поведения.

Грамотно проведенная диагностика детей с ОВЗ позволяет определить индивидуальный образовательный маршрут для каждого из них.

ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)