Статьи

Музыкально-эстетическое развитие детей с ОВЗ

Музыка способствует формированию образного мышления, эмоций, творческих способностей.

Дети с ОВЗ особенно нуждаются в музыкально-эстетическом воспитании.
Ведь в процессе музыкальных занятий дети легко проявляют те свои способности, которые не находят выхода во время других занятий. 
Музыка формирует эстетический вкус, активирует творческое самовыражение, развивает внутренний мир ребенка.

Известно, что здоровье детей зависит от их душевного состояния, эмоционального равновесия. 
Особенно важно заниматься музыкой для коррекции недостатка в эмоционально-волевой сфере, формировании чувства ритма, а также развития двигательной активности.
Занятия подбираются, исходя из индивидуальных особенностей детей.

Задачи музыкального воспитания и развития:

1.Общее оздоровление психики. Развитие уверенности в своих силах, волевых качеств. Ощущение удовольствия и удовлетворения от выполнения каких-либо действий, гармоничное развитие.

2.Нормализация психических процессов: внимания, запоминания, мышления, а также регулирование процессов торможения и возбуждения.

3.Тренировка двигательных функций: снятие мышечного напряжения, чувство свободы движений, улучшение координации, равновесия, осанки, ловкости, выносливости.

Нарушение речи часто сопровождается отклонением в двигательном развитии. В этих случаях музыкально-ритмичные занятия помогают улучшить моторику движений и речь.

Реализация коррекционных задач основана на использовании различных видов музыкальной деятельности: слушание, исполнение песен, танцы, игра на музыкальных инструментах.

Слушание музыки.
Эмоционально обогащает детей, расширяет кругозор, развивает речь.
Согласно исследованиям, классическая музыка влияет на физические процессы, способствует улучшению памяти, воображения, развивает духовные качества личности.
Музыка отличается высокой степенью влияния на сферу эмоций вследствии воздействия на центральную нервную систему.
Слушание является отдельным видом музыкальной деятельности. Также оно по сути лежит в основе всех других видов.
Важно научить детей слушать и понимать характер музыки, настроение произведения, а также выражать собственное отношение к ней.

Пение.
Пение широко используется как средство реабилитации.
Через пение усваиваются нравственные ценности, формируются способности к сопереживанию, бережному отношению к природе и животным, уважение к людям, к близким.
Нормализуется в процессе пения деятельность периферических отделов речевого аппарата. Развивается дикция, артикуляция. Особенно в этом отношении эффективно хоровое пение.
При совместном пении хорошо себя ощущают неуверенные в себе дети - те, которые не могут выступить в одиночку.
Гиперактивных детей пение делает более спокойными и уравновешенными, помогает им в общении, освобождает от внутреннего напряжения.

Игра на музыкальных инструментах. 
У детей с ОВЗ часто имеются нарушения ритма не только речи, но и движений. В таких случаях игра на простых музыкальных инструментах дает положительные результаты. Сначала детей обучают передаче ритма при помощи простых движений руками (например, хлопков), ногами, а затем - умению передавать ритмичные композиции. 

Развитие ритмических движений.
За счет них достигается коррекция недостатков в способности движения - плохой координации, недостатка переключаемости и целенаправленности.
Ритмика также благотворно влияет на осанку, чувство ритма, музыкальный слух. 

Музыкальные игры приносят детям радость, возможность проявить невыраженные эмоции, способствуют развитию движений и речи.

Огромное значение имеют праздничные утренники и любые другие выступления.
Дети с ОВЗ контактируют со сверстниками во время подготовки и проведения праздника. Это способствует развитию коммуникации, взаимодействия с обществом.
А выступление ребенка на сценке дает ему почувствовать его значимость.
Музыкально-эстетическое воспитание - важный и неотъемлемый элемент в коррекционной работе и развитии детей с ОВЗ.

ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)