Статьи

Занятия для детей с аутизмом

Они, как правило, состоят из повторяющихся действий как с игрушками, так и с предметами, не предназначенными для игр.
Поэтому очень важно начинать занятия с предметно-ролевых действий, развивать личный интерес ребенка к игрушке или сюжету игры. При этом нужно учитывать предпочтения самого малыша, выбирать те игрушки для занятий, которые ему нравятся.

Уроки игры в коллективе имеют большое значение для развития ребенка. Для него они отображают представления о взаимоотношениях между сверстниками, взрослыми, о способах коммуникации, об окружающем мире. Также немаловажно обучение соответствию своего поведения нормам морали и общественным нормам.

Важно помнить о неравномерности развития детей с расстройством аутистического спектра.
Предсказать, какие именно затруднения и когда будет испытывать, практически невозможно. Поэтому необходимо начинать коррекционные занятия с самого раннего возраста. Это будет способствовать формированию базовых навыков, обучению контролю эмоций и поведения в определенных ситуациях, облегчит опыт социального взаимодействия.

Важно понимать, что первый этап коррекционной работы - установление атмосферы доверия и контакта с ребенком может занять достаточно много времени.
Опытный специалист сделает все, чтобы подстроиться под ребенка. Также важно продумать обстановку. Помещение, звуки, цвета, общая атмосфера - все имеет значение, так как дети с аутизмом очень восприимчивы к любым отклонениям от привычной обстановки.

Формат и структура занятий продумываются заранее и имеют четкую структуру и тайминг на каждое действие.
Эффективно использовать определенный знак, обозначающий одно выполненное задание. Это может быть карточка, знак, фигура и т.д. Важно акцентировать внимание ребенка на последовательности «выполнение действия - знак».

Для начала нужно выявить систему поощрений, выяснив, что является стимулом для конкретного ребенка.
Это могут быть игра с педагогом, физическая активность в игровой комнате, время проведенное в сенсорной комнате или возможность поиграть одному с понравившейся игрушкой.

Методик занятий с детьми аутистами много.
Особого внимания заслуживают те, которые доказали свою эффективность на практике. 
В их основе лежит последовательное использование следующих приемов:

1.Поощрение в случае выполнения предложенного действия.
2.Вмешательство со стороны педагога с целью акцентирования внимания на выполнении определенного действия.
3.Моделирование возможных ситуаций из повседневной жизни.
4. Визуальные подсказки для улучшения ориентации в ситуации или обстановке. 

Любые занятия с детьми аутистами - это длительный процесс, который потребует терпения и упорства. Однако при регулярности и постоянстве коррекционных занятий можно получить следующие результаты:
-Снижение уровня тревожности.
-Компенсация сенсорной недостаточности.
-Снижение числа случаев недопустимого поведения.
-Снижение уровня агрессии.
-Формирование необходимых навыков самообслуживания. 
-Повышение уровня социализации.

Очень важно обеспечить детям аутистам индивидуальное развитие, раскрытие их способностей и максимально подготовить к самостоятельной жизни, насколько это возможно.

Аутизм