Таким детям в разной степени присущи следующие характерные черты:
- темповая задержка развития,
- рассеянное внимание,
- недостаточность навыков самоконтроля,
- ограниченный объем памяти,
- очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности организма,
- повышенная утомляемость,
- неразвитость крупной и мелкой моторики.
На развитие ребенка с ограниченными возможностями влияют преимущественно 4 фактора:
1. Вид нарушения.
2. Степень и качество первичного дефекта.
Атипичное развитие ребёнка проявляется из-за первичного дефекта и вторичных нарушений. Первичные особенности, как правило, вызваны биологическим фактором. Вторичные возникают под влиянием первичного дефекта по мере роста ребёнка. Так, повреждение слуха до появления речи будет первичным дефектом, а наступление возможной немоты – вторичным. Такой ребенок научится говорить при специальном обучении с использованием других систем: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности.
3. Время возникновения дефекта.
Чем раньше появилось повреждение, тем более выражены отклонения в развитии. Например, у слепого с рождения ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью других органов восприятия. В случае потери зрения в дошкольном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы. При потере зрения в старшем школьном возрасте ребёнок представляет образы четко и ясно.
4. Условия среды развития.
Сюда можно отнести соблюдение режима дня, минимизацию стресса, общее эмоциональное состояние ребёнка и среды, адекватное внимание к особенностям ребёнка, создание предметно-развивающей среды. Эти факторы влияют на успешность развития ребенка с ОВЗ.
В тоже время есть положительные стороны в развитии таких деток. Это адаптация и высокое развитие других систем организма. Например, у детей, лишенных зрения, остро развивается чувство расстояния, различение предметов при ходьбе, слуховая память, осязание и т.д. У глухих детей — мимическое, жестовое общение.
Именно плюсы и их выявление ложатся в основу специального обучения детей с особыми потребностями. Функции поврежденного органа заменяются интенсивным использованием сохранных систем. Например, для слепого малыша ведущими становятся слух, осязание, обонятельная чувствительность.
Верьте в своих детей! Каждый ребёнок особенный. И у каждого ребёнка есть много разных возможностей для развития.