Статьи

Особенности развития детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями – это дети с отклонениями в психическом или физическом плане. 
Таким детям в разной степени присущи следующие характерные черты: 
  • темповая задержка развития,
  • рассеянное внимание, 
  • недостаточность навыков самоконтроля,
  • ограниченный объем памяти,
  • очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности организма,
  • повышенная утомляемость,
  • неразвитость крупной и мелкой моторики. 
Дефициты у каждого ребёнка с особыми потребностями свои и они уникальны.
На развитие ребенка с ограниченными возможностями влияют преимущественно 4 фактора: 
1. Вид нарушения. 
2. Степень и качество первичного дефекта. 
Атипичное развитие ребёнка проявляется из-за первичного дефекта и вторичных нарушений. Первичные особенности, как правило, вызваны биологическим фактором. Вторичные возникают под влиянием первичного дефекта по мере роста ребёнка. Так, повреждение слуха до появления речи будет первичным дефектом, а наступление возможной немоты – вторичным. Такой ребенок научится говорить при специальном обучении с использованием других систем: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности. 
3. Время возникновения дефекта. 
Чем раньше появилось повреждение, тем более выражены отклонения в развитии. Например, у слепого с рождения ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью других органов восприятия. В случае потери зрения в дошкольном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы. При потере зрения в старшем школьном возрасте ребёнок представляет образы четко и ясно. 
4. Условия среды развития. 
Сюда можно отнести соблюдение режима дня, минимизацию стресса, общее эмоциональное состояние ребёнка и среды, адекватное внимание к особенностям ребёнка, создание предметно-развивающей среды. Эти факторы влияют на успешность развития ребенка с ОВЗ.
В тоже время есть положительные стороны в развитии таких деток. Это адаптация и высокое развитие других систем организма. Например, у детей, лишенных зрения, остро развивается чувство расстояния, различение предметов при ходьбе, слуховая память, осязание и т.д. У глухих детей — мимическое, жестовое общение.          
Именно плюсы и их выявление ложатся в основу специального обучения детей с особыми потребностями. Функции поврежденного органа заменяются интенсивным использованием сохранных систем. Например, для слепого малыша ведущими становятся слух, осязание, обонятельная чувствительность. 
Верьте в своих детей! Каждый ребёнок особенный. И у каждого ребёнка есть много разных возможностей для развития.

ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)