Чаще всего дети с особыми потребностями сталкиваются с такими сложностями как: отсутствие способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением.
Для детей с ОВЗ характерно наличие низкой самооценки, страхов, повышенного уровня тревожности, неуверенности в своих силах, непринятие своей болезни, развитие у них агрессии как по отношению к окружающим, так и по отношению к самому себе (аутоагрессия).
Все вышеизложенное отрицательно сказывается на обучении, участии в общественной жизни, трудоустройстве, создании семьи, ведёт к социальной изоляции и осложнению психологического состояния. Поэтому психологическое сопровождение важно начать как можно раньше, лучше уже в дошкольном возрасте.
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ включает в себя работу психолога с детьми, сотрудничество со специалистами, которые работают с ребёнком и консультирование родителей детей с ОВЗ.
Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как процесс совместного движения психолог – ребенок – родители – педагоги – среда ребёнка. Психолог выполняет роль посредника между ребёнком и родителем, ребёнком и его окружением.
Цель психологического сопровождения ребенка с особенностями развития заключается в создании психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту ребенка в социуме. Так сказать, помогает прийти к наилучшему из возможных сценариев жизнедеятельности.
Достижению такой цели помогают следующие подцели:
– предупреждение появления проблем развития ребенка;
– преодоление социальной изоляции;
– помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
– психологическое обеспечение образовательных программ;
– развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ – это серьезная и активная кампания, в которую вовлечены педагог-психолог, ребенок с ОВЗ, его родители и желательно ещё и другие специалисты, работающие с ребёнком. И только при наличии единой цели, должной старательности, при терпении и сотрудничестве можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ.