Статьи

Сенсорная комната для детей с ОВЗ

Сенсорное развитие ребенка – это важный этап становления личности. У детей с ограниченными возможностями здоровья развитие сенсорной сферы отстает по срокам и проходит неравномерно. Поэтому так важно помогать ребёнку в этом. 
Сенсорная комната – это специально оборудованное помещение, которое состоит из разных стимуляторов для проведения сеансов с детьми, имеющими особые потребности. 
Используются проекторы, световые и звуковые трубки, фиброоптическое волокно, генераторы света, цвета, запахов и звуков, тактильные дорожки и панели, мягкие модули (пуфики, кресла-груши и т.д.), мягкие напольные и настенные покрытия, массажные и фибоэлементы, терапевтические мячи и шары, интерактивные песочницы, сухой бассейн, другое специализированное оборудование. 
Важно, чтобы пребывание в такой комнате было безопасным. Ребёнок играет там самостоятельно или в сопровождении специалиста. Такие комнаты можно делать и в домашних условиях. 
Цель такой сенсорной работы – активизировать мозг через стимуляцию базовых чувств, таких как зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных, проприоцептивных и других рецепторов. Именно из-за этих полезных свойств сенсорная комната способствует восстановлению психического и физического здоровья и имеет мощный терапевтический эффект. 
Одни стимулы и их сочетания тонизируют, стимулируют к действиям ребёнка. Другие, наоборот, снимают напряжение, зажатость, скованность и расслабляют. 
Идеально, когда сенсорная комната оборудована под работу с детьми с подобными ограничениями здоровья. Тогда работа будет точечно направлена на развитие органов чувств, которые в дефиците. 
Например, в комнате ребенка с плохим зрением необходимо использовать яркий точечный свет, аудиовизуальное оборудование, бескаркасную мебель – маты и мягкие кресла, подушки, зеркальные элементы с фибероптической подсветкой, помогающие стимулировать тактильные и зрительные рецепторы. 
Рекомендуемое время сеанса в сенсорной комнате 40 – 45 минут. Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена. 
Сенсорную комнату чаще всего используют у детей со следующими отклонениями: 
1. Психоневрологические нарушения. 
2. Нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха. 
3. Неврозы и неврозоподобные состояния.
4. Задержка психомоторного и речевого развития. 
5. Аутизм, адаптационные расстройства. 
Есть и противопоказания в использовании сенсорной комнаты. Это глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания. 
Частичными противопоказаниями являются наличие у пациента частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы. При судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку чтобы избежать ухудшения состояния. 
При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому. 
Сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70-х годов. Они предназначались для работы с тяжелыми больными психоневрологического профиля и грубым снижением интеллекта. 
По мере развития сенсорного направления они стали использоваться как незаменимое средство в реабилитации детей. Как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами. В России первая сенсорная комната появилась в 1992 году. 
Занятия в сенсорной комнате помогают снять стресс, корректировать психоэмоциональное состояние, позитивно сказываются на развитии детей. 
Такую комнату можно и нужно организовать и дома. Что это даст? 
1. Уменьшит тревожность, поможет преодолеть детские страхи. 
2. Снизит гиперактивность. 
3. Повысит уровень сенсорной (тактильной) чувствительности, разовьёт мелкую моторику. 
4. Улучшит внимание. 
5. Пробудит интерес к исследованиям окружающей среды, расширит кругозор. 
6. Разовьет творческие способности, таланты, воображение. 
7. Снизит утомляемость. 
8. Поможет расслабиться и устранит проблемы с засыпанием. 
Сенсорная комната — это реальная возможность расширения восприятия окружающего мира у детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря этому у них формируются представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)