Сенсорная комната – это специально оборудованное помещение, которое состоит из разных стимуляторов для проведения сеансов с детьми, имеющими особые потребности.
Используются проекторы, световые и звуковые трубки, фиброоптическое волокно, генераторы света, цвета, запахов и звуков, тактильные дорожки и панели, мягкие модули (пуфики, кресла-груши и т.д.), мягкие напольные и настенные покрытия, массажные и фибоэлементы, терапевтические мячи и шары, интерактивные песочницы, сухой бассейн, другое специализированное оборудование.
Важно, чтобы пребывание в такой комнате было безопасным. Ребёнок играет там самостоятельно или в сопровождении специалиста. Такие комнаты можно делать и в домашних условиях.
Цель такой сенсорной работы – активизировать мозг через стимуляцию базовых чувств, таких как зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных, проприоцептивных и других рецепторов. Именно из-за этих полезных свойств сенсорная комната способствует восстановлению психического и физического здоровья и имеет мощный терапевтический эффект.
Одни стимулы и их сочетания тонизируют, стимулируют к действиям ребёнка. Другие, наоборот, снимают напряжение, зажатость, скованность и расслабляют.
Идеально, когда сенсорная комната оборудована под работу с детьми с подобными ограничениями здоровья. Тогда работа будет точечно направлена на развитие органов чувств, которые в дефиците.
Например, в комнате ребенка с плохим зрением необходимо использовать яркий точечный свет, аудиовизуальное оборудование, бескаркасную мебель – маты и мягкие кресла, подушки, зеркальные элементы с фибероптической подсветкой, помогающие стимулировать тактильные и зрительные рецепторы.
Рекомендуемое время сеанса в сенсорной комнате 40 – 45 минут. Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена.
Сенсорную комнату чаще всего используют у детей со следующими отклонениями:
1. Психоневрологические нарушения.
2. Нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха.
3. Неврозы и неврозоподобные состояния.
4. Задержка психомоторного и речевого развития.
5. Аутизм, адаптационные расстройства.
Есть и противопоказания в использовании сенсорной комнаты. Это глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания.
Частичными противопоказаниями являются наличие у пациента частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы. При судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку чтобы избежать ухудшения состояния.
При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.
Сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70-х годов. Они предназначались для работы с тяжелыми больными психоневрологического профиля и грубым снижением интеллекта.
По мере развития сенсорного направления они стали использоваться как незаменимое средство в реабилитации детей. Как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами. В России первая сенсорная комната появилась в 1992 году.
Занятия в сенсорной комнате помогают снять стресс, корректировать психоэмоциональное состояние, позитивно сказываются на развитии детей.
Такую комнату можно и нужно организовать и дома. Что это даст?
1. Уменьшит тревожность, поможет преодолеть детские страхи.
2. Снизит гиперактивность.
3. Повысит уровень сенсорной (тактильной) чувствительности, разовьёт мелкую моторику.
4. Улучшит внимание.
5. Пробудит интерес к исследованиям окружающей среды, расширит кругозор.
6. Разовьет творческие способности, таланты, воображение.
7. Снизит утомляемость.
8. Поможет расслабиться и устранит проблемы с засыпанием.
Сенсорная комната — это реальная возможность расширения восприятия окружающего мира у детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря этому у них формируются представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.