Статьи

Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ.

Большинство детей не испытывает трудностей при коммуникации. Речь и общение даются без каких-либо проблем.
Но есть 1,2% населения - это дети, которые в силу своего заболевания (ДЦП, аутизм, нарушение слуха и т.д.), не имеют возможности разговаривать. Им необходимы другие, альтернативные средства коммуникации для поддержания связи с внешним миром и социализации.
Внимание к данной проблеме растет, на сегодняшний день существует достаточно много систем альтернативной коммуникации. Родителям ребенка с ОВЗ и специалистам необходимо выбрать из них подходящую, учитывая при этом ряд аспектов и индивидуальные особенности.
Необходимо различать понятия альтернативной и дополнительной коммуникации.
Если ребенок совсем не может разговаривать, то он может использовать жесты, символы.
Для детей, которые учатся говорить, в дополнение к собственной речи, используют так называемую дополнительную коммуникацию. Она помогает ребенку социализироваться, выражать себя. Дополнительная коммуникация может представлять из себя систему жестов, знаков, символов, а также графические способы. В дальнейшем этот метод используется для обучения алфавиту и чтению.
Есть также дети, которые в силу своих физических ограничений не могут овладеть не только речью, но и жестами, мимикой. Для них разрабатываются альтернативные методы коммуникации, заменяющие вербальную деятельность. Изобретены различные технические приспособления - указки для глаз, переключатели и т.д.

Обучение ребенка альтернативным методам проводится постепенно, поэтапно.
Первый этап - обучение простым инструкциям посредством упражнений и выполнения команд. Например, «Посмотри на меня», «Стоп», «Садись». Очень важно добиться понимания педагога ребенком. Можно использовать вопросы, на которые возможны варианты ответов  «да» и «нет». Также важно добиться концентрации внимания ребенка на занятии, в то же время не перегружая его.
Второй этап - перенос навыка в естественную среду. Важно отработанный навык использовать в повседневной жизни ребенка - дома, на прогулке. Обязательно поощрять ребенка, хвалить, показывать, как вы довольны им.

Выделяют следующие основные принципы альтернативной коммуникации:
-Выбор символов
-Мотивация
-Поощрение
-Функциональное использование
-Создание необходимости общения
-Включение общения речью в повседневные дела, действия, занятия.

Иногда у детей нет серьезной мотивации к речи, и занятия с логопедом-дефектологом буквально запускают речь сначала в кабинете специалиста, затем в бытовой обстановке, а также и в нестандартных ситуациях. В этих случаях изучение и закрепление способов альтернативной коммуникации является временной помощью при стимуляции своей речи у ребенка.
Способа гарантированного быстрого успеха не существует. Придется уделить некоторое время на подбор способа альтернативной коммуникации, подходящий каждому ребенку индивидуально. Но важность этих действий трудно переоценить, так как речь идет о социализации и повышении качества жизни ребенка с ОВЗ.

ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)