Статьи

Социализация детей с ОВЗ

Ох, уж эта таинственная «социализация».
Все родители детей с особыми потребностями так ее ищут. А там ли ищут?
И каждый из них вкладывает свои смыслы в это загадочное слово.
Один из примеров определения социализации по отношению к детям с ОВЗ:
Социализация – это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Согласно Л.С.Выготскому, внесшему значительный вклад в детскую психологию и дефектологию, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешной интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.
Все это прекрасно, но именно усвоение норм, установок ведёт к шаблонизации и отсутствию собственных импульсов. Такие типичные «налогоплательщики», живущие по принятым и навязанным правилам. И тогда дети-«особята» вне рамок. И их надо срочно «починить», подогнать под всех, под нормы.
Это мы наблюдаем сегодня в нашем обществе. У нас убеждение, что все дети должны развиваться по определенным физическим и психическим нормам. И не дай Бог иначе.
Хотите ли вы такой социализации для своих детей, пусть и особенных?
Поэтому, предлагаем взглянуть на социализацию детей с ОВЗ под другим углом. Как пример, социализация детей с ОВЗ – процесс получения навыков коммуникации и самостоятельности, которые смогут помочь создать комфортные условия жизни. Как вам такой вариант?
Мы видим за таким определением будущее любого ребёнка, в том числе с особыми потребностями. Видим наполненное, качественное и возможностное будущее!

ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)