Статьи

Характеристика на ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Обучение детей с ОВЗ вызывает споры не только в психолого-педагогической среде, но и в среде родителей. И причина этого проста: с одной стороны детям необходимо предоставить возможность быть в среде обычных детей, социализироваться и получать весь спектр образовательных услуг, а с другой – ребенку с ОВЗ может быть не по силам обычная программа. 

Именно поэтому организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья требует тесного взаимодействия всех участников процесса: педагогов, родителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения. 


Что такое характеристика на ребёнка с ОВЗ? 

Характеристика на ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это документ, без которого нет смысла приступать к составлению программы обучения. Данный документ составляется сотрудниками дошкольного образовательного учреждения для специалистов психолого-медико-педагогической комиссии, специалистами данной комиссии либо специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка в школе. 


Что включает в себя характеристика на ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении? 

Характеристика составляется на листе формата А4 и включает в себя следующие данные:
  1. Анкетные данные (название образовательного учреждения, ФИО ребенка, дата его рождения, адрес проживания). 
  2. Общая характеристика семьи (полная или неполная семья, общая оценка материального благополучия семьи и отношений в ней). 
  3. Общая характеристика поведения на занятиях, в коллективе, во время игровой деятельности. 
  4. Особенности речевого развития
  5. Навыки самообслуживания. 
  6. Следование режиму дня. 
  7. Уровень взаимодействия родителей с педагогом. 
  8. Вывод касательно развития ребенка. 


Образец характеристики на ребенка с ОВЗ в ДОУ:


Характеристика на воспитанника


МБДОУ «Детский сад №1 компенсирующего вида»
Иванов Иван Иванович
Дата рождения: 16.10.2010 г.
Домашний адрес:
Г.Ефремов, улица Дружбы, д., кв.

Ребенок проживает в полной семье. Отношения между членами семьи доброжелательные. Воспитанием в основном занимается мать. Семья проживает в изолированной квартире. У ребенка есть свое место для учебы и отдыха. В социальном и материальном плане семья благополучная (родители адекватно принимают имеющееся у ребенка нарушение и это не сказывается на взаимоотношениях в семье).

Иван проходит систематическое стационарное лечение по основному заболеванию. Наблюдается положительная динамика.

Обучение детей с ОВЗ
Обучение детей

Иванов Иван посещает МБДОУ «Детский сад №1 компенсирующего вида» с 5.12.2016г. В подготовительную группу пришел из другого ДОУ, по направлению ЕТ ПМПК, причина: системное нарушение речи. За 2016 – 2017 учебный год программа подготовительной к школе группы была недостаточно усвоена, в результате рекомендовано дублированное обучение. За 2017 – 2018 учебный год программа подготовительной к школе группы усвоена в достаточном объеме, но по желанию родительницы (речевые дефекты), мальчик оставлен на повторное обучение.

Общая осведомленность. Ребенок с трудом вступает в контакт. Имеет достаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Активный словарь беден, неточен.

Самообслуживание. Иван самостоятельно одевается, ест, выполняет личную гигиену. Аккуратен.

Изобразительная деятельность. Воспитанник проявляет интерес к произведениям искусства, эмоционально откликается на красивое. Рисует, лепит самостоятельно. Кисть, карандаш держит правильно. При нанесении контура предмета простым карандашом не может контролировать нажим на карандаш, остаются грубые линии.  

Конструктивная деятельность. Иван планирует создания собственной постройки, создаёт постройки по рисунку, по образцу, по схеме. Воспитанник любит использовать строительный материал. Мальчик находит новые конструктивные решения, радуется, когда его хвалят. 

Игровая деятельность не сформированная. Нет предпочтений в выборе игр. Не всегда подчиняется правилам. 

Моторное развитие. Основные движения выполняет неловко. Координация у ребенка нарушена. Не всегда успевает в общем темпе. Во время перестроения путается, чувство ритма нарушено. Ведущая рука – правая.

Поведение. Адаптационный процесс без особенностей. Пассивен. Ко взрослым обращается за помощью, активно ее использует. Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими избирательные.

Особенности эмоционально-волевой сферы. Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу. Отмечается эмоционально нестабильный фон.

Психические процессы. Восприятие в соответствии с возрастной нормой.

Внимание. Объем внимания достаточный; устойчивость внимания снижена, так как отвлекается на внешние раздражители; легкая переключаемость внимания.

Память. Преобладает зрительная память.

Мышление. Иван проявляет способность к сравнению, обобщению, классификации. Хорошо устанавливает причинно-следственные связи в наглядной ситуации. Понимает и выделяет главное в содержимом, понимает и передает содержание картин.

Речь. В речи многочисленные дефекты звукопроизношения, недостаточный уровень лексического запаса. Аграмматизмы: согласование слов в роде, числе, падеже, использование предлогов, различных частей речи.


Елена С. Диагноз: задержка речевого развития

У мальчика наблюдается отставание в развитии фонематических процессов: ребенок допускает ошибки при воспроизведении слоговых рядов, состоящих из 2-3-х слогов; не может определить наличие звука или его отсутствие в слове; не может подобрать слово на определенный звук; затрудняется в различении оппозиционных фонем, затрудняется анализировать звуковой и слоговой состав слова. Системное нарушение речи.

Особенности работоспособности. Темп деятельности: задания выполняет медленно; отмечается вялость, инертность. Медленно включается в работу. Быстро утомляется, теряет интерес.

Вывод и рекомендации. Динамика развития ребёнка положительна. Рекомендуется продолжение обучения в общеобразовательном учреждении по адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением речи. 

Воспитатель  ______________________________________
Педагог – психолог __________________________________
Учитель – логопед, дефектолог ______________________
Заведующий МКДОУ «Д/с №9 кв»_______________________



Что включает в себя характеристика на ребенка с ОВЗ в школе? 

Характеристика также составляется на листе формата А4 и включает в себя следующие данные:
  1. Анкетные данные (название образовательного учреждения, ФИО ребенка, дата его рождения, адрес проживания). 
  2. Общая характеристика семьи (полная или неполная семья, общая оценка материального благополучия семьи и отношений в ней). 
  3. История развития ребёнка в дошкольном возрасте. 
  4. Физические развитие. 
  5. Познавательная деятельность. 
  6. Эмоционально-волевая сфера. 
  7. Учебная деятельность. 
  8. Характер и темперамент.
  9. Поведение и дисциплина. 
  10. Выводы и рекомендации. 


Образец характеристики на ребенка с ОВЗ в школе:


Педагогическая характеристика


ученика 2 класса
Иванова Ивана Ивановича
Дата рождения: 16.10.2010 г.
Домашний адрес:
Г.Ефремов, улица Дружбы, д., кв.

Иванов Иван физически достаточно развит. Координация движений соответствует возрасту.

Читает медленно по слогам, смысл прочитанного понимает, на вопросы по прочитанному отвечает односложно. Пересказывает содержание прочитанного по вопросам. Заучивать наизусть может короткие стихотворения.

Списывает с печатного и рукописного текста целыми словами. Под диктовку пишет, но допускает большое количество ошибок. Грамматические задания выполняет с помощью учителя. Почерк разборчивый. 

Счетно-вычислительные навыки сформированы достаточно. Освоил прямой и обратный счет в пределах 100 механически. Может решать примеры на сложение в пределах 200, на вычитание в пределах 200, на умножение в пределах 5, на деление в пределах 4.

Умеет пользоваться таблицей умножения. Смысл задачи понимает, но нуждается в дополнительном разъяснении. Задачи решает с помощью учителя. 

У Иванова Ивана внимание поверхностное. Наиболее эффективными средствами для привлечения внимания является наглядный материал. 

Восприятие и ощущения развиты в соответствии с возрастом. Темп средний, полнота и правильность восприятия фрагментарная, узнавание объектов и явлений адекватное. Временные представления сформированы, последовательность событий понимает.

Основные геометрические формы узнает и называет. Восприятие величины сформировано. Ориентация в пространстве: право-лево знает, верх-низ знает, близко-далеко знает. Ориентация на листе бумаги сформирована. 

Память развита достаточно. Характер запоминания информации произвольный. Характер воспроизведения с незначительными ошибками. Преобладает зрительная и двигательная память. Словесно-логическая, опосредованная, ассоциативная память развита на достаточном уровне. 

Мышление конкретное, наглядно-действенное. Операции сравнения, обобщения, исключения лишнего, классификации, установления причинно-следственных связей сформированы ниже возрастной нормы. При усвоении понятий умеет выделить существенные признаки и дать определение.

Ребенок понимает обращенную речь, выполняет простые инструкции. Словарный запас ограничен. Грамматический строй речи нарушен. Темп, ритм речи нарушены: с запинками. Выразительность речи не развита: интонационную окраску не употребляет.

Речь ребенка нуждается в стимулировании. Монологическая речь сформирована. Диалогическая речь ребенка развита: умеет отвечать на вопросы, умеет удерживать содержание разговора. Речь нарушена. Иванов Иван нуждается нуждается в логопедической помощи. 

Иванов Иван к труду и учёбе относится индифферентно. В отношениях с педагогами и воспитателями заинтересован. Соблюдает режимные и дисциплинарные требования. На уроках ведет себя заинтересованно.

Ребенок владеет умениями и навыками поведения в обществе сверстников, взрослых. Причинами нарушения дисциплины является избегание неудач. Действия и поступки носят осмысленный характер. При возникновении трудностей просит помощи взрослого.

У Иванова Ивана наблюдаются недостатки в развитии воли: податливость и рассеянность. Навыки культурного поведения сформированы: ребенок вежлив, отзывчив, опрятен. Проявляет интерес к спорту и играм. Интересы устойчивы.

Характер Иванова Ивана отличается искренностью, скромностью, самокритичностью. Самооценка адекватна.