Статьи

Профориентационная работа с детьми с ОВЗ

Получение профессии и работа по специальности - это вершина, к которой приходят молодые люди с 16 до 23 лет. И это очень значимая веха в жизни многих из нас. Для подростка с ограничениями здоровья и функций выбор сферы трудовой деятельности принципиально важен! 
Профориентационная работа с детьми с ОВЗ – это специально организованная помощь профессионального самоопределения для школьников с ограничениями здоровья. 
Трудовая деятельность для молодых специалистов с ОВЗ – один из основных ключей социальной интеграции, итоговая цель всего комплекса реабилитационных мероприятий. 
Здоровым молодым людям непросто выбрать будущую профессию. Что уж говорить о подростках с особенностями развития, большинство из которых сталкиваются с дополнительными трудностями на жизненном пути в связи с наличием ограничений. 
Профориентационная работа с детьми с ОВЗ - это длительный процесс, который начинается в первом классе и заканчивается к моменту поступления в учебное заведение для получения будущей профессии. И здесь важную роль играет позиция родителей, педагогов, других значимых людей для ребёнка и воспитание ими у детей уважения к труду. Значимо формирование у школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе. 
Также немаловажно развивать у учащихся с ОВЗ активное отношение к себе, своим возможностям и адекватное отношение к выбору профессии, основанному на осознании своих желаний и возможностей. Кроме того, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей. 
ВАЖНО в профориентационной работе с подростками, имеющими особенности здоровья, учитывать в комплексе следующие моменты: 
  • позиция родителей; 
  • состояние здоровья: соотнесение его с требованиями профессии. Различия в развитии детей с ОВЗ варьируются от практически нормально развивающихся до детей с необратимым, тяжелым поражением; 
  • поддержка со стороны педагогов; 
  • знание подростком своих личностных особенностей, возможностей и способностей; 
  • информированность о профессиях: для дальнейшего выбора той, которая соответствует индивидуальным способностям. 
Началу профориентационной работы должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле подростка, а также учёт специфики его основного нарушения. 
Затем проводятся консультации. Необходимым условием консультирования подростков с ОВЗ является их желание консультироваться. Без желания принять ответственность за своё будущее работа невозможна.       
Границы данной ответственности у подростков с ОВЗ варьируют от высокой активности и самостоятельности, когда подросток сам стремится сделать выбор профессии, до высокой инфантильности и зависимости от других. Инфантильность является распространенной чертой подростков с ОВЗ, в ходе профессионального консультирования необходимо предпринимать специальные действия для повышения собственной активности и ответственности учащегося, повышения позитивного настроя, укрепления веры в его силы и возможности.      
Для повышения эффективности профконсультирования большое значение имеет привлечение к этой работе родителей подростков с ОВЗ. 
Успешной профориентационную работу можно назвать, когда выбранные профессии соответствуют интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка и соотнесены с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями.


ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)