Профориентационная работа с детьми с ОВЗ – это специально организованная помощь профессионального самоопределения для школьников с ограничениями здоровья.
Трудовая деятельность для молодых специалистов с ОВЗ – один из основных ключей социальной интеграции, итоговая цель всего комплекса реабилитационных мероприятий.
Здоровым молодым людям непросто выбрать будущую профессию. Что уж говорить о подростках с особенностями развития, большинство из которых сталкиваются с дополнительными трудностями на жизненном пути в связи с наличием ограничений.
Профориентационная работа с детьми с ОВЗ - это длительный процесс, который начинается в первом классе и заканчивается к моменту поступления в учебное заведение для получения будущей профессии. И здесь важную роль играет позиция родителей, педагогов, других значимых людей для ребёнка и воспитание ими у детей уважения к труду. Значимо формирование у школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе.
Также немаловажно развивать у учащихся с ОВЗ активное отношение к себе, своим возможностям и адекватное отношение к выбору профессии, основанному на осознании своих желаний и возможностей. Кроме того, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей.
ВАЖНО в профориентационной работе с подростками, имеющими особенности здоровья, учитывать в комплексе следующие моменты:
- позиция родителей;
- состояние здоровья: соотнесение его с требованиями профессии. Различия в развитии детей с ОВЗ варьируются от практически нормально развивающихся до детей с необратимым, тяжелым поражением;
- поддержка со стороны педагогов;
- знание подростком своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
- информированность о профессиях: для дальнейшего выбора той, которая соответствует индивидуальным способностям.
Затем проводятся консультации. Необходимым условием консультирования подростков с ОВЗ является их желание консультироваться. Без желания принять ответственность за своё будущее работа невозможна.
Границы данной ответственности у подростков с ОВЗ варьируют от высокой активности и самостоятельности, когда подросток сам стремится сделать выбор профессии, до высокой инфантильности и зависимости от других. Инфантильность является распространенной чертой подростков с ОВЗ, в ходе профессионального консультирования необходимо предпринимать специальные действия для повышения собственной активности и ответственности учащегося, повышения позитивного настроя, укрепления веры в его силы и возможности.
Для повышения эффективности профконсультирования большое значение имеет привлечение к этой работе родителей подростков с ОВЗ.
Успешной профориентационную работу можно назвать, когда выбранные профессии соответствуют интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка и соотнесены с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями.