С помощью развивающих игр улучшается внимание, память, закрепляются навыки.
Это самый понятный и доступный способ для ребенка развить интеллект и отработать на практике навыки коммуникации.
Самое главное — выбрать игры, игрушки, пособия и устройства, которые подойдут его индивидуальным особенностям и предпочтениям.
Какие бывают пособия?
Плакаты, озвученные голосом. Интерактивные плакаты позволяют создать условия для увлекательной игры для слабослышащих детей. Темы плакатов — домашние животные, алфавит, подводный мир и т.д.
Развивающие пособия.
Это наборы на липучках, которые крепятся на тканевую или другую основу.
Предназначены для детей с нарушениями зрения. Развивают моторику рук и общее восприятие окружающего мира.
Компьютерные образовательные системы.
Предназначены для слабовидящих и слабослышащих детей.
Развивающие игры могут быть самыми разнообразными — от собирания матрешки до спортивных игр, адаптированных для детей с ОВЗ. И все они важны и полезны для физического здоровья и эмоционального состояния.
Рассмотрим игры, в которые можно играть с ребенком дома.
Для детей с ОВЗ рекомендованы следующие развивающие игры:
-«Где звучит?»
Цель: развитие слуха.
Суть игры:
Понадобится игрушка, которая издает звук.
Ее нужно показать ребенку, а затем попросить его закрыть глаза.
Игрушка, отведенная в сторону, издает звук. Ребенок должен отгадать направление, где находится игрушка.
-«Кто как говорит?»
Цель: развитие речи.
Суть игры:
Понадобится набор игрушек-животных.
Показываем игрушки по одной и просим ребенка издать звук, соответствующий данному животному.
-«Прищепки»
Цель: развитие мелкой моторики.
Суть игры:
Нужно вырезать из бумаги силуэты одежды, и с помощью прищепок развесить их вместе с ребенком на веревочке.
-«Аплодисменты»
Цель: улучшение фонематического восприятия.
Ход игры:
Нужно собственным примером показать ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши ровно столько раз, сколько предметов (игрушек) находится на столе.
-«Собери фигуру»
Цель: навык располагать предметы по величине, правильно собирать предмет по частям.
Суть игры:
Изображение из картона разрезается на неравные по величине части.
Ребенку предлагается собрать предмет, начиная с самого большого, заканчивая самым маленьким.
Хорошо себя зарекомендовали различные настольные игры. Часто дети с ОВЗ не могут самостоятельно справляться с бытовыми вопросами, они нуждаются в помощи. А в ходе настольной игры они сами принимают решения, планируют, выбирают тактику, стратегию своего участия. Они играют со сверстниками или со взрослыми на равных и чувствуют себя при этом очень уверенно и полноценно, что очень важно для становления личности и улучшения качества их жизни.
Педагогика рассматривает игровую деятельность как важнейший этап включения ребенка в учебный процесс, стимулирование эмоционального и интеллектуального развития.
Игры удовлетворяют потребности детей с ОВЗ в познании окружающего мира, развивают творческие способности, удовлетворяют потребность в коммуникации, способствуют социализации.