Статьи

АУТИЗМ У ДЕТЕЙ

    Аутизм – это расстройство развития с дефицитом сферы общения и эмоций, по-другому РАС (расстройство аутического спектра). Ребёнок с этим заболеванием как бы находится внутри самого себя.

Он не направляет свою речь, жесты, энергию на других людей. Его действия не несут социального смысла. Заболевание диагностируется у детей 3–5 лет.

     Выделяют 4 типа аутизма:
1. Детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера).
2. Атипичный аутизм.
3. Синдром Ретта.
4. Синдром Аспергера, аутистическая психопатия.

⠀⠀Аутизм проявляется в раннем возрасте. Уже в первые годы жизни родители могут заметить, что у ребёнка есть отклонения. В возрасте 2–3 лет нарушения становятся достаточно явными, и тогда ребёнок попадает в поле зрения специалистов.

⠀⠀Особенности восприятия мира ребёнком с аутизмом состоит в том, что собрать целостную картину мира в своей голове ребёнок не может. Человека он видит как несвязанные конечности, руки, рот и прочие части тела.

Не может ребёнок понять, одушевлённый перед ним предмет или нет. Свет, звук, тактильный контакт, поступающие из внешней среды, вызывают у малыша дискомфорт. В итоге ребёнок уходит в свой собственный мир, внутрь себя.

⠀⠀Симптомы аутизма:


1. 👫 Нарушение социального взаимодействия:
  • ребёнок избегает контакта «глаза в глаза». Его взгляд направлен как бы сквозь человека;
  • мимика ребёнка невыразительная, не соответствует ситуации;
  • ребёнок не смеётся, когда его пытаются рассмешить, но может заливаться смехом без причины;
  • лицо ребёнка напоминает маску, время от времени его искажают гримасы;
  • ребёнок редко пользуется жестами. Он применяет жестикуляцию только для того, чтобы указать на собственные потребности;
  • эмоции других людей ребёнок понять не может;
  • ребёнок не проявляет интереса к сверстникам. Он не принимает участие в совместных играх, он стремится остаться один, так как погружён в свой мир;
  • другие дети воспринимаются, как неживые объекты;
  • ребёнок с аутизмом не воспринимает игрушку как цельный объект. Он может в течение нескольких часов просто крутить колесо машины;
  • ребёнок не отвечает на эмоциональные проявления близких родственников.
Детский аутизм


2. 👫 Нарушение коммуникативной сферы:
  • речевое развитие ребёнка затруднено, иногда речь отсутствует долгое время;
  • дети используют несколько слов, которые призваны обозначить их нужды;
  • в течение долгого времени дети могут повторять один и тот же набор слов, которые лишены смысла. Про себя дети говорят в третьем лице, например: «Маша хочет спать»;
  • речь аномальная. Она характеризуется эхолалиями и повторами. Например, взрослый спрашивает у него: «Ты будешь спать?» На что ребенок отвечает: «Ты будешь спать?»
  • речь может быть слишком громкой или слишком тихой;
  • ребёнок не отзывается на своё имя;
  • период детских "почему" не наступает или наступает очень поздно, дети-аутисты не интересуются устройством окружающего мира.

3. 👫 Стереотипное поведение:
  • ребёнок долгое время может выполнять одно и то же действие – например, раскладывать детали конструктора по цветам, заниматься строительством башни.
  • Перестроить его на другой вид деятельности проблематично;
  • строгое выполнение режимных моментов. Изменение распорядка дня, уход с привычного маршрута следования, перестановка мебели или вещей в комнате – всё это может стать причиной усиления замкнутости или агрессии;
  • повтор движений, которые не имеют смысла. Если ребёнок чего-то испугался или попал в непривычную для него ситуацию, он начнет самостоятельно себя стимулировать. Это может выражаться в щелчках пальцами, в хлопанье ладонями, постукивании и в других однотипных движениях;
  • малышей часто преследуют страхи, навязчивые движения. Если ребёнок испугался, то он становится агрессивным. Причём это чувство проявляется как к окружающим людям, так и к самому себе.