Статьи

Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ

В жизни любого человека большее значение имеет творческая деятельность, а для детей с ОВЗ особенно.
В процессе творчества возникает чувство успешности своих действий, внутреннего контроля, личной ценности, строятся индивидуальные социальные контакты.

Для детей, имеющих различные нарушения, творческая деятельность используется не только для их художественного развития, но и как способ профилактики и коррекции. Творчество  оказывает лечебное воздействие. Оно помогает справляться с внутренними переживаниями, трудностями, которые часто кажутся ребенку непреодолимыми.

Формы работы с детьми с ОВЗ:
-Практическая творческая деятельность на индивидуальных занятиях
-Коллективное творчество на групповых занятиях
-Тематические конкурсные мероприятия
-Занятия в форме игры. Это могут быть загадки, ролевые игры, игры со стихами и т.д.
При проведении занятий рекомендуется использование музыки для улучшения восприятия ребенка, его гармоничного развития.

Главная цель всех занятий сформировать стремление и способность к творчеству. Это необходимо также для дальнейшего развития трудовой деятельности ребенка с ОВЗ, воспитания в нем творческой личности, способной к разным видам самовыражения.

Материал для занятий необходимо подбирать с учетом возраста, диагноза и индивидуальных особенностей ребенка.
Для развития творческих способностей эффективно использование как  традиционных, так и нетрадиционных техник. К первым относятся рисование красками, аппликация, лепка. Ко вторым - рисование пластилином, воском, коллажи из песка, крупы, семян, эксперименты с различными материалами, моделирование (из спичек, картона), роспись.
Все непривычное и необычное привлекает внимание ребенка, удивляет и стимулирует к познанию, дальнейшему исследованию.
Все это необходимо для формирования творческой личности.
Практика показывает, что нетрадиционные техники обеспечивают выход за рамки привычного и понятного, что дает мощный стимул к самостоятельному изучению окружающего пространства, раскрепощает, помогая преодолеть страх ошибиться или сделать неправильно.
Дети чувствуют себя увереннее, смелее.

Особое место в развитии творческих способностей занимают поделки из природных материалов - шишек, листьев, ракушек, желудей, веток, камней и т.д. Изготовление аппликаций или фигурок, моделей ситуаций из жизни или сказок из природных материалов развивает мышление, усидчивость, фантазию, творчество.
Работа с любыми новыми, непривычными материалами очень полезна, так как она формирует новые навыки вместе с самоуважением, устраняет страх неудачи.

Творческая деятельность формирует положительные эмоции, включает ребенка в процесс. Дети при этом глубже и лучше познают окружающий мир, а также приобретают умения и навыки.

Дети  с ограниченными возможностями здоровья ровно также, как и их здоровые сверстники, обладают способностью и талантом к творчеству. Но для развития этих способностей, заложенных природой, им, конечно, требуется помощь. Важно проявить терпение в ее оказании, способствовать самовыражению ребенка и проявлению его талантов самым комфортным для него способом.

ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)