Статьи

Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ.

Давайте их и рассмотрим детально.

Неравномерность развития психических функций и свойств.
Развитие каждой функции имеет свои определенные стадии подъема, относительной стабилизации и спада. У детей с ОВЗ отмечаются резкие перепады в развитии практически всех функций.

Несовпадение во времени, характерном для нормы фаз развития органов и функций.
Неустойчивость всех периодов развития в общем. Ярче всего наблюдается это проявление в кризисах детского возраста.
Общая сензитивность развития. Повышенная восприимчивость к внешним воздействиям. 
Кумулятивность развития психики. Поэтапное накопление изменений, которое в результате приводит к возникновению нового качества. Каждая последующая форма мышления образуется на основе предшествующей.
Дивергентность-конвергентность хода развития. Разнообразие в процессе развития функций, затем свертывание данного процесса.

Специфические закономерности:

-Наложение вторичного дефекта на первичный.
Например, интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате определенного заболевания, ведет за собой вторичные нарушения. Это и нарушение восприятия и внимания, и связной речи и т.д.

-Замедление темпа развития соответственно возрасту.
Имеет устойчивый или переменный характер, затрагивает отдельные стороны психики либо всю ее целиком.
Компенсаторный характер замедления скорости приема и переработки информации.
Общее снижение познавательной активности, что влечет за собой сужение запаса знаний как об окружающем мире, так и о самом себе.
Степень отставания в развитии зависит от времени и качества оказанной ребенку психолого-педагогической помощи, а не от тяжести его нарушения.
Направленное развитие у таких детей имеет большее значение, чем спонтанное.
Это также связано с их трудностями в самостоятельном обучении путем подражания взрослым и сверстникам. 
Конечно, сам процесс подражания может быть в значительной степени осложнен основным нарушением - патологией слуха, зрения, расстройств эмоционального характера.

-Недостаточное развитие моторики. 
Это приводит к замедлению формирования двигательных навыков, отработка до автоматизации которых требует затраты определенных усилий и  времени.
Ребенок с ОВЗ вполне может достичь того же уровня развития определенных навыков, что и обычные дети, но ему потребуется затратить на это значительно больше усилий. 

-Нарушение разных сторон речи.
Недостатки в психической деятельности в целом и в словесном выражении.

-Нарушение социального взаимодействия.
Трудности в общении, недостаток коммуникации и социального опыта оказывают влияние на формировании высших психических функций.

Особенности развития детей с ОВЗ потребуют в дальнейшем особых условий в образовании.
Необходимо учитывать их трудности любого взаимодействия с окружающей средой, с людьми, недостатком скорости обработки информации, замедлением психического развития и т.д.
С учетом всех  образовательных потребностей для детей с ОВЗ создаются необходимые условия получения образования.

ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)