Статьи

Методы работы с детьми с ОВЗ

Согласно Федеральному закону  «Об образовании Российской Федерации»  дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. 
Проблема обучения и воспитания таких детей становится все более актуальной. Ибо количество детей с физическими или психическими нарушениями возрастает. Такие дети есть сейчас практически во всех детских садах и школах. 
Чаще это дети, имеющие задержку психического развития, тяжелые нарушения речи, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра и потенциально сохраненные возможности интеллектуального развития. 
Основные особенности у таких ребят: 
1. они не могут быстро сосредоточиться; 
2. у них рассеянное внимание; 
3. им трудно работать в большой группе и самостоятельно выполнять задания, которые даются большинству. 
Поэтому основная задача педагога – помочь таким детям. А одна из главных задач родителей – подобрать преподавателя для своего ребёнка, который действительно готов помогать ему учиться. И акцент нужно делать не на поиске образовательного учреждения, а все-таки найти того, кто будет учить, воспитывать, принимать и понимать вашего ребёнка и такие же чувства будет транслировать другим детям в группе/классе. 
Основные методы работы с детьми с ОВЗ: 
1. Принятие со стороны педагога особенностей развития у ребёнка. 
2. Адекватное понимание особенностей ребёнка и предъявление требований согласно способностям. 
3. Доступное объяснение материала.
4. Использование наглядного материала. 
5. Создание ситуации успеха – это постановка посильных задач, поощрение за любые достижения, словесная поддержка, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности.
6. Акцент и развитие сильных сторон ребенка.
7. Создание благоприятной среды в группе/классе, например поддержка учителя, из которой вытекает взаимопонимание и взаимопомощь, а также тактичное отношение к таким детям со стороны других ребят. 
8. Индивидуальный подход к ребёнку с учётом его психофизических, личностных особенностей.
9. Смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения.
10. Соблюдение принципа «от простого к сложному». 
11. Снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий. 
Звучит легко, но непросто соблюдать такие приёмы в обучении детей. Не каждый педагог способен найти подход к «нормотипичному» ребёнку. Какого же отношения ожидать к детям с ОВЗ? Поэтому так важно найти педагога именно с таким подходом к вашему ребёнку. 
Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии. Важно, чтобы дети испытали чувство успеха, поверили в свои возможности.

ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)