Статьи

Песочная терапия для детей с ОВЗ

Все дети очень любят играть с песком - строить дома, башни, лепить куличики, наблюдать, как он сыпется из мельнички. В песочнице обычно происходит первый опыт коммуникации и взаимодействия с окружающим миром и другими сверстниками. Располагая минимальным набором игрушек в виде лопатки и ведерка, малыш может провести там достаточно длительное время.

Оказывается, что такое взаимодействие - эффективный метод лечения ребят с задержками развития, даже с тяжелыми нарушениями речи.
Песок имеет свойство воздействовать на тактильно-кинестетические центры, а они, в свою очередь, отвечают за речевую активность.
Также во время таких игр тревожность снижается, эмоциональное состояние стабилизируется и лучше поддаются коррекции нарушения в поведении.

Песочная терапия широко используется в детских учреждениях как вспомогательное средство наряду с традиционными методами терапии с такими диагнозами. Она является достаточно эффективной при коррекции познавательной и речевой активности.
Выраженный терапевтический эффект первым заметил Карл Юнг.
Это простая, доступная и естественная форма деятельности, которая имеет большое значение для развития психики растущего организма. Воссоздавая ситуации, которые его взволновали, он может выразить свои эмоции, которые ему сложно выразить обычным для других сверстников способом, ввиду, например, недостаточного развития речи.
Взрослые, проявляя наблюдательность во время процесса, могут заметить внутренние переживания участвующего, его страхи и помочь ему избавиться от напряжения. Для этого рекомендуется использовать простые игры и упражнения, например, «Пойдем в гости», «В гостях у друга», «Что произошло» и т.д.

Дошколята очень любят погружать свои ручки в этот природный материал, сжимать и разжимать кулачки, закапывать предметы и игрушки. Это очень важно для стимулирования мозговой активности, развития обоих полушарий головного мозга.
Педагоги придумывают различные игровые формы - найти закопанные предметы или отгадать на ощупь, какой предмет спрятан внутри.
Также можно закапывать и искать буквы и цифры.

Все эти простые и незатейливые занятия имеют большое значение в развитии особенного отпрыска.
Его психологическое состояние стабилизируется. Изучая предметы,он узнает о многообразии окружающего мира, выражает эмоции, переживания, развивает память, внимание.

Что необходимо для организации развивающего процесса с песком?
Набор игрушек. Это могут быть фигурки животных, буквы, цифры, формы, модели машинок и строительной техники.
Коллекция предметов небольшого размера и желательно ярких цветов.
Чистая песочница. Сейчас можно найти специальные конструкции, которые можно использовать дома.

Положительное воздействие такого процесса на психику и всестороннее развитие детей с ОВЗ:
-Уменьшение мышечного напряжения.
-Развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики.
-Улучшение ориентирования в окружающем пространстве.
-Развитие двигательной активности, деятельности.
-Расширение жизненного опыта (принцип доступности информации).
-Стабилизация эмоционального состояния.
-Развитие речи.
-Расширение словарного запаса.
-Изучение букв, цифр, предметов.

Благодаря грамотно построенному процессу растет интерес к занятиям, упражнениям, появляется чувство успешности, речевая активность улучшается, стабилизируется эмоциональный фон.
Это, несомненно, открывает новые возможности для маленьких участников с особенными возможностями развития.


ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)