Статьи

Песочная терапия для детей с ОВЗ

Располагая минимальным набором игрушек в виде лопатки и ведерка, ребенок может провести в песочнице достаточно длительное время.

Оказывается, что игры и занятия с песком - эффективный метод лечения детей с задержками развития, даже с тяжелыми нарушениями речи.
Песок имеет свойство воздействовать на тактильно-кинестетические центры, а они, в свою очередь, отвечают за речевую активность. 
Также во время игр с песком тревожность снижается, эмоциональное состояние стабилизируется и лучше поддаются коррекции нарушения в поведении ребенка.

Песочная терапия широко используется в детских учреждениях как вспомогательное средство наряду с традиционными  методами терапии детей с ОВЗ. Она является достаточно  эффективным методом при коррекции познавательной и речевой активности у ребенка.
Выраженный терапевтический эффект игр с песком первым заметил Карл Юнг.
Это простая, доступная и естественная форма деятельности, которая имеет большое значение для развития психики ребенка. Воссоздавая ситуации, которые его взволновали, он может выразить свои эмоции, которые ему сложно выразить обычным для других детей способом, ввиду, например, недостаточного развития речи. 
Взрослые, проявляя наблюдательность во время игры, могут заметить внутренние переживания ребенка, его страхи и помочь ему избавиться от напряжения. Для этого рекомендуется использовать простые игры и упражнения, например, «Пойдем в гости», «В гостях у друга», «Что произошло» и т.д.

Дети очень любят погружать свои ручки в песок, сжимать и разжимать кулачки, закапывать предметы и игрушки. Это очень важно для стимулирования мозговой активности, развития обоих полушарий головного мозга.
Педагоги придумывают различные игры - найти закопанные предметы или отгадать на ощупь, какой предмет спрятан в песке.
Также можно закапывать и искать буквы и цифры.

Все эти простые и незатейливые занятия имеют большое значение в развитии ребенка с ОВЗ.
Малыш стабилизирует свое психологическое состояние, изучает предметы, узнает о многообразии окружающего мира, выражает эмоции, переживания, развивает память, внимание.

Что необходимо для организации развивающих игр с песком?
Набор игрушек. Это могут быть фигурки животных, буквы, цифры, формы, модели машинок и строительной техники.
Набор предметов небольшой формы и желательно ярких цветов.
Песочница с чистым песком. Сейчас можно найти специальные конструкции, которые можно использовать дома.

Положительное воздействие игр с песком на психику и всестороннее развитие детей с ОВЗ:
-Уменьшение мышечного напряжения.
-Развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики.
-Улучшение ориентирования в окружающем пространстве.
-Развитие двигательной активности, деятельности.
-Расширение жизненного опыта (принцип доступности информации).
-Стабилизация эмоционального состояния.
-Развитие речи.
-Расширение словарного запаса.
-Изучение букв, цифр, предметов.

Благодаря грамотно выстроенным играм с песком у детей растет интерес к занятиям, упражнениям, появляется чувство успешности, речевая активность улучшается, стабилизируется эмоциональный фон.
Это, несомненно, открывает новые возможности для детей с особенными возможностями развития.

ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)