Статьи

Работа с родителями детей с ОВЗ

Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру. 

Ш. Амонашвили 

Появление в семье ребёнка с ограниченными возможностями здоровья –  это всегда неожиданность! И сказать, что родители к этому не готовы – ничего не сказать! 
Рождение и воспитание здорового ребёнка – это ежедневный постоянный труд. Становление малыша с отклонениями увеличивает нагрузку на родителей в разы! 
Самыми распространёнными задачами на пути у родителей особенных детей можно назвать: 
  • высокую физическую и психоэмоциональную нагрузку;
  • высокую финансовую нагрузку; 
  • распределение времени и его планирование;
  • ухудшение взаимоотношений в семье между родителями: ребенок с ОВЗ требует к себе повышенного внимания и заботы и отнимает много сил, времени и внутреннего ресурса, которых в итоге не хватает на других членов семьи;
  • недостаток знаний в области ухода, развития, реабилитационных действий, особенно качественных знаний;
  • минимизацию социальных контактов с другими людьми: занимаясь уходом за малышом и его всесторонним развитием, члены семьи непроизвольно отдаляются от друзей и родственников. Да и люди не знают и не понимают, как себя вести с родителями особенного ребёнка, и сами избегают такого контакта;
  • недооценку или, напротив, переоценивание состояния здоровья малыша родителями. Что также затрудняет гармоничное развитие малыша;
  • непринятие события и такого ребёнка. Далеко не все могут принять, что в семье растет «проблемный» ребёнок. Родители могут испытывать страх, стыд, вину и другие «негативные» чувства, справиться с которыми помогает комплексная психологическая терапия;
  • нетолерантное отношение к особенным детям большинства в обществе, начиная от чрезмерной жалости и заканчивая злостью и агрессией. Некоторые родители думают, что особенности «заразны» и могут передаваться как вирус и такое видение транслируют своим детям.
Не все родители в состоянии справиться с подобной ситуацией самостоятельно. Очень важна поддержка близких. 
Также есть специалисты, в чьи обязанности входит работа с родителями деток с ОВЗ, – это реабилитологи, дефектологи, воспитатели, учителя, психологи, нейропсихологи, социальные работники. Их поддержка носит длительный и комплексный характер. Необходимо участие всех специалистов, которые наблюдают за ребёнком. 
Главная помощь таких специалистов – это общение, выявление и обсуждение проблемы, помощь в том, чтобы родитель мог увидеть механизмы решения и осознания ситуации. 
Работа с родителями деток с особыми потребностями ведётся по следующим направлениям: 
  1. тренинги и обучение по уходу, развитию, воспитанию, получению образования «особенным» ребёнком.
  2. консультации по правам и обязанностям таких родителей и детей, юридическим тонкостям, получению льгот. 
  3. психологическая помощь. 
  4. психотерапия.
  5. создание клубов.
  6. семейные мероприятия. 
  7. мастер классы.
  8. форумы, группы в мессенджерах в сети. 
  9. создание ассоциаций родителей с аналогичными проблемами. 
И конечно такая работа принесёт плоды, если специалисты искренне хотят помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ и способствовать его развитию.

ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)