Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру.
Ш. Амонашвили
Появление в семье ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это всегда неожиданность! И сказать, что родители к этому не готовы – ничего не сказать!Рождение и воспитание здорового ребёнка – это ежедневный постоянный труд. Становление малыша с отклонениями увеличивает нагрузку на родителей в разы!
Самыми распространёнными задачами на пути у родителей особенных детей можно назвать:
- высокую физическую и психоэмоциональную нагрузку;
- высокую финансовую нагрузку;
- распределение времени и его планирование;
- ухудшение взаимоотношений в семье между родителями: ребенок с ОВЗ требует к себе повышенного внимания и заботы и отнимает много сил, времени и внутреннего ресурса, которых в итоге не хватает на других членов семьи;
- недостаток знаний в области ухода, развития, реабилитационных действий, особенно качественных знаний;
- минимизацию социальных контактов с другими людьми: занимаясь уходом за малышом и его всесторонним развитием, члены семьи непроизвольно отдаляются от друзей и родственников. Да и люди не знают и не понимают, как себя вести с родителями особенного ребёнка, и сами избегают такого контакта;
- недооценку или, напротив, переоценивание состояния здоровья малыша родителями. Что также затрудняет гармоничное развитие малыша;
- непринятие события и такого ребёнка. Далеко не все могут принять, что в семье растет «проблемный» ребёнок. Родители могут испытывать страх, стыд, вину и другие «негативные» чувства, справиться с которыми помогает комплексная психологическая терапия;
- нетолерантное отношение к особенным детям большинства в обществе, начиная от чрезмерной жалости и заканчивая злостью и агрессией. Некоторые родители думают, что особенности «заразны» и могут передаваться как вирус и такое видение транслируют своим детям.
Также есть специалисты, в чьи обязанности входит работа с родителями деток с ОВЗ, – это реабилитологи, дефектологи, воспитатели, учителя, психологи, нейропсихологи, социальные работники. Их поддержка носит длительный и комплексный характер. Необходимо участие всех специалистов, которые наблюдают за ребёнком.
Главная помощь таких специалистов – это общение, выявление и обсуждение проблемы, помощь в том, чтобы родитель мог увидеть механизмы решения и осознания ситуации.
Работа с родителями деток с особыми потребностями ведётся по следующим направлениям:
- тренинги и обучение по уходу, развитию, воспитанию, получению образования «особенным» ребёнком.
- консультации по правам и обязанностям таких родителей и детей, юридическим тонкостям, получению льгот.
- психологическая помощь.
- психотерапия.
- создание клубов.
- семейные мероприятия.
- мастер классы.
- форумы, группы в мессенджерах в сети.
- создание ассоциаций родителей с аналогичными проблемами.