Характер и степень нарушений в развитии индивидуальны в каждом случае.
Сейчас этот диагноз ставят одному-двум детям из ста, то есть аутизм можно считать достаточно частым заболеванием.
Также нельзя упускать тот факт, что остается достаточно много невыявленных случаев.
Как же определить, что у ребенка аутизм?
На что важно обратить внимание и в каком возрасте?
Основные признаки аутизма:
1.Нарушения социального взаимодействия.
К ним относятся отсутствие зрительного контакта, стремления к коммуникации, нарушение речи.
2.Особенности поведения.
Однообразные повторяющиеся действия, например, раскачивания или выкладывание предметов в ровные ряды.
Диагноз ставится, если выявляются эти группы нарушений одновременно. Если вы заметили что-то одно, то, скорее всего, у ребенка аутизма нет.
Первые симптомы аутизма можно выявить уже в возрасте 11-13 месяцев.
Это отсутствие реакции на имя, неиспользование жестов и слов.
Обычно окончательный диагноз ставится к 15-17 месяцам.
Существуют так называемые «красные флажки», которые сигнализируют на наличие расстройства аутистического спектра, либо на другое заболевание (глухоты или задержки развития).
Итак, если есть нарушения хотя бы в одном пункте из следующего списка, следует обратиться к специалисту:
-Отсутствие реакции на обращение и на имя после 10 - 12 месяцев. Следует исключить глухоту
-Отсутствие реакции на обращенную к нему речь после 11-13 месяцев
-Отсутствие улыбки. Дети аутисты очень редко улыбаются
-Отсутствие указательного жеста.
Задержка развития речи.
Ребенок не лепечет в 12 месяцев, к 14-16 месяцам ребенок не говорит ни одного слова. Также тревожным является факт, если ребенок использует речь необычно. То есть повторяет одни и те же слова, не использует речь для разговора с другими людьми, избегает общения.
Если ребёнок мог что-либо делать, а потом перестал, это всегда повод начать беспокоиться. Это не может быть нормой. Причин этого может быть множество, не только аутизм, но это всегда показатель какого-то заболевания.
Все нарушения могут быть скорректированы с помощью специального обучения и занятий. Существуют техники и методики, снижающие проявления симптомов аутизма, повышающие способность к взаимодействию с социумом и к коммуникации.
Важно вовремя обнаружить нарушения и приложить усилия для адаптации ребенка к самостоятельной жизни в обществе.