Как отличить игру от другой деятельности:
- Создание мнимой ситуации.
- У игры должны быть правила.
- Она должна быть увлекательной и интересной ребёнку! Если речь про полезное или необходимое задание, которое НАДО, но не в кайф, то это все, что угодно, но не игра!
Главное, при подборе игр для детей с ОВЗ придерживаться определенных условий:
1. Игры должны соответствовать возрасту ребенка или его актуальному уровню развития, который необходимо вначале определить.
2. Необходимо учитывать структуру дефекта, некоторые ограничения в применении игр у детей, учитывая их отклонения здоровья. Например, деток с эпилепсией нельзя переутомлять даже интересной игрой, чтобы не вызвать приступ! При эпилепсии стараемся избегать продолжительных ритмичных воздействий. В частности, нельзя долго и интенсивно качать на качелях таких деток.
3. Подбирать игровой материал с постепенным усложнением. От простого, привлекательного к более сложному.
4. Связывать содержание игры с системой знаний ребенка.
5. Соответствовать коррекционной цели для ребёнка.
6. Учитывать принцип смены видов деятельности, каждые 15–20 минут.
7. Использовать яркие, озвученные игрушки и пособия.
8. Действия ребёнка во время игры должны получать нежное подкрепление. Например, похвала, награда, внимание, эмоция от взрослого.
Игра – это отражение нашего ощущения мира, наших эмоций и поведения. В игре можно регулировать поведение, учить эмоциям, учить регуляции поведения и эмоций.
Игра также отражает потребности ребёнка. То, в чем нуждается каждый конкретный ребёнок. Например, если у ребёнка есть потребность в ритмах и повторах, ребёнок может крутить колеса в машинке. Если необходимо сбросить напряжение, то ребёнок швыряет вещи, совершает резкие движения предметами, взрывает и что-то подобное. Если потребность в упорядочении мира, то ребёнок в определённой последовательности выстраивает предметы. Благодаря игре это удовлетворяется!
С детьми с ограниченными возможностями здоровья любого возраста лучше играть правильно. Ставить коррекционные задачи, определять игровые смыслы. И тогда игра поможет малышам найти мотивацию, развивать общую и мелкую моторику, дыхание, сенсорные системы, мимику, навыки внимания, самообслуживания, умение общаться с другими людьми, пользоваться предметами.