Статьи

Дети с ОВЗ в детском саду


Законодательство РФ предусматривает создание особой среды в детских учреждениях для нахождения детей с ОВЗ, их комфортного пребывания и развития.
Очень важно, чтобы коллектив воспитательного учреждения не путал понятия ОВЗ и инвалидность. Ребенок с ОВЗ имеет временные или постоянные отклонения в развитии - плохо видит, слышит, разговаривает.
Отхождения от нормы могут быть разной степени тяжести и по мере взросления могут уйти совсем. Это далеко не окончательный диагноз, это сигнал персоналу детского сада, что к малышу должен быть особенный подход.


Такие члены общества привыкли к постоянному вниманию и заботе со стороны мамы или других родных, и в коллективе могут почувствовать серьезный дискомфорт.
Им сложно общаться с другими ровесниками, они избегают участия в групповых играх.
Очень важно развить в них навыки самообслуживания, взаимодействия, социальные навыки.


Что для этого необходимо:


-Обеспечить беспрепятственное перемещение несовершеннолетнего по всей территории детского учреждения, независимо от своих недостатков физического развития.


-Создание комфортной и доброжелательной атмосферы. Необходимо подготовить остальных малышей к особенному знакомству. Их психика отличается гибкостью и обычно они воспринимают какие-то отличия как данность.
-Важно придумывать совместные игры, в которых не будут остро чувствоваться все особенности развития друг друга.
Дети смотрят, как воспринимают взрослые происходящее и копируют их отношение. Также не стоит ущемлять права здоровых ребят, тогда нетипичный отпрыск безболезненно вольется в коллектив и почувствует себя его частью.

Трудно переоценить важность привлечения узких специалистов. Это логопед, дефектолог, музыкальный руководитель, преподаватель физкультуры. Они профессионально оценивают поведение, его реакции на какие-то события, воздействия и проводят дополнительные адаптированные занятия, индивидуальные или групповые. Профессионалы также наблюдают за результатами своей работы и дают рекомендации родителям.


Таким образом обеспечивается разностороннее развитие - физическое, речевое и социальное.
Необходимо с должным вниманием отнестись к особенностям развития каждого молодого гражданина, изучить заключение медицинской комиссии, составить индивидуальный план взаимодействия. Это важно для обеспечения полноценного развития и адаптации его в социальной среде. Ведь, несмотря на возможность деток с ОВЗ посещения обычного детского сада, методы взаимодействия с ними все же отличаются от стандартных.
Каковы особенности взаимодействия с подопечными с ОВЗ?
Нужно учитывать множество факторов.
Они быстро устают, им сложно сконцентрироваться на одной задаче или игре.
Нужно переключать его внимание, если он утомлен одной игрой. В то же время не рекомендуется отделять от остального коллектива.
Психологи рекомендуют использовать следующие методы:
-Игротерапия.
Это вид воздействия через игровую обстановку, способ познать окружающий мир, а для воспитателей и специалистов - выявить его конкретные проблемы в ходе проведения. Лучше всего в этом плане - музыкальные и сенсорные задания.
-Психогимнастика.
Это специальный комплекс физических упражнений, направленный на эмоциональное раскрепощение, выражение своих чувств. Самая простая рекомендованная игра - «Делай как я». Воспитатель показывает движения, остальные повторяют.
-Сказко- и куклотерапия.
С помощью демонстрации сказочных персонажей ребенок погружается в ситуацию, в особую атмосферу истории. Это развивает воображение, эмоциональный интеллект.


Инклюзивное пребывание нетипичных несовершеннолетних среди своих сверстников в обычном детском саду получает все большее распространение. Это радует, поскольку они не должны чувствовать себя обделенными и отстраненными от обычной жизни. Рядом со обычными они чувствуют себя одними из них и быстрее развиваются.

ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)