Статьи

Нозологические группы детей с ОВЗ

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие нарушения в физическом и (или) психическом развитии. 
Нозологические группы – это классификация по отклонениям функций организма от признанной медицинской нормы. 
«Нозология» или наука о болезнях (в переводе с древнегреческого νόσος «болезнь» + λόγος «учение, слово»). 
Основная цель такой классификации – выделить особенности отклонения  здоровья ребёнка. И эти признаки важно учитывать при развитии, чтобы не привести к усугублению состояния у деток! 
Примером для понимания такого разделения может стать следующий вопрос. Как вы думаете, стоит ли читать сказки перед сном глухому ребёнку? Так, как мы это делаем слышащим детям. Видимо, нет! Таких деток следует учить иначе. И следует вырабатывать общие концепции развития для каждой из таких групп детей в зависимости от их ограничений здоровья.
Выделяют следующие стойкие расстройства функций у детей с ОВЗ: 
  1. двигательные функции, например, ДЦП; 
  2. сенсорные – это зрение, обоняние, слух, осязание, например, глухие; 
  3. психические, такие, как мышление, восприятие, память, внимание, воля и эмоции, например, РАС; 
  4. языковые и речевые функции: 
  5. устные: ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия;
  6.  – письменные: дисграфия, дислексия, вербальной и невербальной речи; 
 – нарушение голосообразования; 
  1. соматические. Расстройства кровообращения, дыхания, выделения, обменных процессов, пищеварения и внутренней секреции; 
  2. множественные. т.е. сочетание нескольких расстройств у одного ребенка. 
Знание нозологических групп позволяет преподавателям и родителям понимать типичные нарушения, и формировать среду и занятия под ребёнка. Развивать в ребёнке плюсы, понимая некоторые сложные или необратимые процессы в его организме.

ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)